Билет16.Мустье

(120000-40000)

Ле Мустье — скальный навес, расположен примерно в 10 милях (16,1 км) от Лез-Эйзи в Дордони(Франция), эпонимный памятник мустьерской индустрии.

Мустье - средний палеолит, техника обработки камня или комплекс культур, возникший около 200 и исчезнувший 35 тысяч дет назад. Типичными орудиями являются остроконечник и скребло. Носителями техники мустье были палеоантропы и часть ранних неоантропов. Обычно с Мустье не встречается признаков искусства и костяных орудий, что свидетельствует о низком уровне культуры и абстрактного мышления его создателей.

Но всё же искусство существовало.

Искусство эпохи мустье

Искусство в эпоху мустье тесно связано с зарождающимися религиозными представлениями и ритуалами. Среди небольшого количества найденных предметов этого времени, носящих следы искусственной обработки и не являющихся орудиями труда или охоты, чаще всего встречаются изготовленные из костей или зубов животных амулеты, из которых могли быть составлены целые ожерелья или браслеты. При их создании применялась полировка и гравировка.

В период перехода от мустье к верхнему палеолиту появились ожерелья, изготовленные из распиленных и просверленных раковин морских моллюсков. Об этом говорят бусины из белемнита, найденные в палеолитическом поселении Костенки 17, возраст которого 36 000 лет (Дон, Воронежская обл.).

О том, что в этот период наряду с изобразительным искусством зарождалась и музыка, говорит флейта, найденная в 1996 г. на неандертальской охотничьей стоянке в Словении. Флейта изготовлена из полой медвежьей кости, в которой просверлены боковые отверстия.

Следующая за ашелем мустьерская эпоха представлена несколькими разновидностями, именуемыми путями развития мустьерской культуры. Эти единицы классификации, выведенные сравнительно недавно, экстерриториальны, т.е., они представлены на всей территории, где есть мустье, а не занимают каждая какой-то определенный регион. При использовании такой классификации мустьерских памятников, одни и те же варианты представлены во всех трех географических подразделениях. Зубчатое мустье есть в Италии, Испании и на юге Франции, точно так же здесь представлена типичная разновидность мустье. Предлагается описание типичных памятников всех вариантов. Анализ материала дается на основании сохранившихся культурных слоев мустье в многослойных пещерах, где стратиграфия гарантирует сохранность материала и его несмешанность при достаточно совершенной методике раскопок.

В последнее время были раскопаны многочисленные пещеры мустьерскими слоями и в Италии, и на юге Франции. Все они показали чередование слоев, представляющих разные варианты мустье, и чередование это произвольно. Самыми древними в пещере могут оказаться и слои с зубчатым мустье, и с типичным мустье. Точно также мустье с многочисленными пластинами, чаще неретушированными (типа сан ремо) всегда залегают в верхах мустьерских отложений, а могут быть и достаточно древними. Особенности мустьерских памятников Италии, насколько они известны по некоторым пещерам, заключаются в использовании плоских галек в качестве заготовки (понтийское мустье, разновидность, нигде более не известная). Для территории Испании также отмечена особенность мустье, позволяющая рассмотреть некоторые памятники вне классификации по путям развития. Это - присутствие колунов в мустьерских комплексах (Морин). В Италии в ашельское время существовали колуны, но в мустьерское время они не встречаются. Основная масса памятников укладывается в те пути развития, что известны в остальной Европе. Единство мустьерской культуры здесь выражено с полной определенностью. Местные особенности Италии или Испании никак не опровергают общую схему. Понтийское мустье по набору основных форм (сопряженная группа, состоящая из мустьерского остроконечника, дежете, диагонального скребла, лимаса, представлена в упомянутых итальянских памятниках) - это типичный вариант мустье. Точно так же и испанская оригинальная разновидность отличается от прочих памятников только присутствием колунов, но не общим набором форм. Здесь можно наблюдать перестройку между двумя эпохами. Специфичность как принадлежность к африканскому (или южному) ашелю испанских памятников отчасти наследуется в мустье - колуны представлены в некоторых памятниках. Но если в ашельское время присутствие колуна (вместе с рубилом и чоппером) говорит об африканской принадлежности памятника/группы памятников, то принадлежность группы памятников мустьерской эпохе предопределена другими формами, а не колуном. Колуны безразлично встречаются вместе с зубчатым вариантом и с типичным вариантом мустье. Невозможно утверждать связь типичного мустье с колунами с ашелем африканской разновидности.

Верхний палеолит в западной части Средиземноморья начинается везде примерно в одно время. Это независимый в разных ареалах процесс, и он разнокачественен. В Испании он идет постепенно: судя по материалам пещеры Морин, слои, относимые исследователями к верхнему палеолиту, содержат много мустьерских форм. Все слои представляют собой ориньякскую разновидность верхнего палеолита. Встречаются единичные формы орудий с горбатым обушком. В Италии в слоях соответствующего времени напротив, много орудий с обушком (разновидность, называемая улуццо). Здесь нет пластин с крутой ретушью по краям и нет орудий высокой формы, свойственных ориньякской разновидности. Улуццо теперь выделяется как особый путь развития в начале верхнего палеолита. Нет оснований полагать, что улуццо - явление производное от перигордийской группы Франции. Отношения улуццо и следующих (?) по времени ориньякских памятников неясно, но скорее они независимы друг от друга. В южной части Франции известен для начала верхнего палеолита ориньяк, мало отличающийся от ориньяка к северу от Прованса-Лангедока. Это орудия высокой формы, ретушированные пластины и острия, длинные скребки, пластины с выемками. Это дополняется мустьерскими формами - скребла, зубчатые и выемчатые орудия, редкие остроконечники). На всю южную часть Франции приходится только один перигордийский памятник. Напротив, развитие верхнего палеолита к северу, в долинах Дордони и Везера, идет по двум параллельным путям - ориньяк и столь же многочисленные перигордийские памятники.

Перед нами сходство развития верхнего палеолита в западной части Средиземноморья. Пока, в пределах начала верхнего палеолита, до 25-22 тыс. лет назад, это развитие идет так же, как в остальном мире верхнего палеолита. Отличием западного Средиземноморья от Франции является однолинейное развитие (только ориньяк, или только улуццо). Для Италии и для Средиземноморья нет других археологических культур. Напротив, для территории юго-западной Франции можно говорить об археологических культурах со своими ступенями, направлением и ограниченной областью развития.

Особенности палеолита западного Средиземноморья проявляются где-то с середины верхнего палеолита. Эту середину в Европе (но не во Франции) отмечает граветийский эпизод (25-22 тыс. лет назад). Сущность расхождений Италии с Францией заключается в том, что во Франции происходит непрерывное развитие перигордийских памятников от 26 тыс. лет назад до 20 тыс. лет назад, тогда как в Италии происходит перерыв в развитии. На смену ориньякским памятниками приходят граветийские, причем в некоторых местах - со следами влияния французских памятников (резцы ноай, свойственные только всем памятникам Франции и нигде не встречаемые, кроме как в Италии). Иначе дело обстоит в Испании. Там граветийские памятники слабо выражены, но в отдельных памятниках видны следы влияния солютрейской культуры Франции, в той или иной разновидности. Если памятники в области, прилегающей к Пиренеям, в самом деле содержат французские формы (наконеч-ники с выемкой), то солютрейские памятники юга Испании (Парпальо) не похожи по формам орудий на французские. Существенным отличием испанского солютре от французского является то, что солютрейские памятники во Франции образуют культуру с несколькими вариантами и со многими ступенями развития. Памятники типа Парпальо единичны и не образуют культуру, не обладают признаками (выше перечисленными) археологической культуры. О том, что памятники типа Парпальо могут быть связаны с солютре во Франции, свидетельствует их синхронность.

Распространение "идеи солютре" может быть показано и на памятниках (раннего) итальянского граветьена, где в некоторых памятниках есть единичные острия с двусторонней обработкой. Начиная с 20-18 тыс. лет назад пути развития верхнего палеолита западного Средиземноморья расходятся. В Италии развивается граветьен и эпиграветьен. Несмотря на присутствие в отдельных памятниках французских форм, это своеобразное явление со своими формами пластин/острий с притупленным краем. Отличает итальянский палеолит от всего Средиземноморья еще и то, что процесс развития форм пластин/острий с притупленным краем не прерывается до конца верхнего палеолита.

На юге Франции появляются индустрии средиземноморского круга (с наконечником с боковой выемкой, но не двусторонне обработанным), получающие широкое распространение. Они называются во Франции аренийскими или сальпетрийскими. По времени они замещают мадленские памятники. Они распространены по всему западному Средиземноморью. Однако они не более как элементы, рассыпанные повсюду: археологической культуры или группы родственных культур они не образуют. В Испании появляется на ограниченной территории, прилегающей к Пиренеям, совокупность памятников, может быть, заслуживающая определения археологической культуры. Это мадленские памятники с плоским (роговым) гарпуном.

Таким образом, представление о единстве Средиземноморья для времени всего верхнего палеолита не оправдывается новыми материалами. Материалы по искусству показывают, что в Италии развивается особенное искусство, отличное от Франции, тогда как искусство палеолита Испании составляет единое целое, франко-кантабрийское искусство.

(автор- Сержио, история Японии)

Version 2

МУСТЬЕРСКАЯ КУЛЬТУРА (др. название — Мустье) — позднейшая культура раннего палеолита. Названа по пещере Ле-Мустье на юго-западе Франции. Распространена в Европе, Северной Африке, Средней Азии, на Ближнем Востоке. Техника обработки камня характеризуется дисковидными и одноплощадными нуклеусами (ядрами), от которых откалывались широкие отщепы, они отбивались до получения скребел, ножей, сверл, наконечников. Носители М. — неандертальцы. Они жили в пещерах и на открытых стоянках, иногда в жилищах, сооруженных из крупных костей мамонтов, пещерных медведей и шкур. Занимались охотой и собирательством. Погребения неандертальцев свидетельствуют о зарождающихся религ. верованиях.

Hosted by uCoz